Почему мультиметр показывает неправильно
Сообщества ›
Электронные Поделки ›
Блог ›
Калибровка мультиметров
Накопилось у меня штук 6 разных мультиметров в ценовом диапазоне от 5 до 20 долл. Точность по документации 1-3%… В реальности хуже. Некоторые новые, некоторым больше 10 лет. Показывают все немножко по разному, кому верить — непонятно. Ясное дело — нужно все откалибровать и привести к общему знаменателю. Возникает вопрос — что взять за эталон?
1. Образово — показательный дорогой откалиброванный мультиметр или
2. Источник образцового напряжения
Первый вариант стоит от 100-200 долл и выше. Не катит, да и жаба давит
Второй вариант намного дешевле и проще. В качестве источника напряжения можно собрать простейшую схему на микросхеме REF5050 ценою 3 долл. Микросхема представляет собой источник опорного напряжения 5 вольт с точностью 0.05%. Тоесть на два три порядка точнее самих мультиметров. Остается только подключить мультиметры к источнику опорного напряжения и крутилками внутри подстроить показания. В основе регулирови большинства мультиметров является подстройка опорного напряжения измерительного процессора внутри прибора. Опорное напряжение одно на все диапазоны измерения. Его вполне достаточно для 99% применения мультиметра. В дешевых приборах одна крутилка, в «дорогих» может быть и пять крутилок. Поскольку мы подстраиваем показания напряжения, то надо найти одну крутилку отвечающую за это дело. Искать желательно со схемой мультиметра в руках, чтобы не «понастраивать» того чтего не нужно.
Схема REF5050
начинаем с дешевого и древнего
вместо 5 показывал 4.95 … терпимо . Одна крутилка, установил точно на 5
древний древний
4.89 … плохо, установил на 5
более новый
4.97 — отлично. Установил на 5 ( в приборе кстати 5 крутилок, не ошибитесь!)
совсем новый и самый дорогой)
5 воольт! не ожидал. Регулировка не требовалась.
Итого — получил все мультиметры с отличной точностью по напряжению.
Для авто наиболее удобен PEN мультиметр 8211 mastech, он же по умолчанию оказался наиболее точный в измерении напряжения. НО! Он же больше всех врет в измерении сопротивлений после 80 ком, завышает на полкилоома зараза. Некритично и несмертельно, но неприятно. Не регулируется в этом вопросе, возможно неудачный экземпляр. Остальные мультиметры сопротивления меряют нормально вполне.
Самый точный измеритель RC у меня оказался так называемый ПИНЦЕТ
Очень удобный, автоматический. К сожалению не меряет напряжение.
Источник: https://www.drive2.ru/c/1013219/
Визуально обнаруживаемые дефекты (заводской брак)
Проверить исправность прибора на начальной стадии ремонта удобнее всего путём осмотра его электронной схемы. Для данного случая разработаны следующие правила поиска неисправностей:
- необходимо тщательно обследовать печатную плату мультиметра, на которой могут иметься хорошо различимые заводские недоработки и ошибки;
- особое внимание должно уделяться наличию нежелательных замыканий и некачественной пайки, а также дефектам на выводах по краям платы (в районе подключения дисплея). Для ремонта придется применить пайку;
- заводские ошибки чаще всего проявляются в том, что мультиметр показывает не то, что он должен по инструкции, в связи с чем его дисплей обследуется в первую очередь.
Если мультиметр выдает неправильные показания во всех режимах и микросхема IC1 нагревается, то надо осмотреть разъемы для проверки транзисторов. Если длинные выводы замкнулись, то ремонт будет заключаться всего-навсего в их размыкании.
В общей же сложности визуально определяемых неисправностей может набраться достаточное количество. С некоторыми из них вы можете ознакомиться в таблице и затем устранить своими руками. (по адресу: http://myfta.ru/articles/remont-multimetrov.) Перед ремонтом необходимо изучить схемы мультиметра, которая обычно дается в паспорте.
Проверка дисплея
Если хотят проверить исправность и провести ремонт индикатора мультиметра, то обычно прибегают к помощи дополнительного прибора, выдающего сигнал подходящей частоты и амплитуды (50-60 Гц и единицы вольт). При его отсутствии можно воспользоваться мультиметром типа M832 с функцией генерации прямоугольных импульсов (меандра).
Для диагностики и ремонта дисплея мультиметра необходимо вынуть рабочую плату из корпуса прибора и выбрать удобное для проверки контактов индикатора положение (экраном вверх).
После этого следует присоединить конец одного щупа к общему выводу исследуемого индикатора (он расположен в нижнем ряду, крайний слева), а другим концом поочередно прикасаться к сигнальным выводам дисплея.
При этом все его сегменты должны загораться один за другим согласно разводке сигнальных шин, с которой следует ознакомиться отдельно. Нормальное «срабатывание» проверяемых сегментов во всех режимах свидетельствует о том, что дисплей исправен.
Дополнительная информация. Указанная неисправность чаще всего проявляется в процессе эксплуатации цифрового мультиметра, в котором его измерительная часть выходит из строя и нуждается в ремонте крайне редко (при условии, что соблюдаются требования инструкции).
Последнее замечание касается лишь постоянных величин, при измерении которых мультиметр хорошо защищён по перегрузкам. Серьёзные затруднения с выявлением причин отказа прибора чаще всего встречаются при определении сопротивлений участка цепи и в режиме прозвонки.
Неполадки, связанные с проверкой сопротивлений
В данном режиме характерные неисправности, как правило, проявляются в измерительных диапазонах до 200 и до 2000 Ом. При попадании на вход постороннего напряжения, как правило, сгорают резисторы под обозначениями R5, R6, R10, R18, а также транзистор Q1. Кроме того, нередко пробивается и конденсатор C6. Последствия воздействия постороннего потенциала проявляются следующим образом:
- при полностью «выгоревшем» триоде Q1 при определении сопротивления мультиметр показывает одни нули;
- в случае неполного пробоя транзистора прибор с разомкнутыми концами должен показывать сопротивление его перехода.
Обратите внимание! В других режимах измерения этот транзистор замкнут накоротко и поэтому влияния на показания дисплея не оказывает.
При пробое C6 мультиметр не будет работать на измерительных пределах 20, 200 и 1000 Вольт (не исключён и вариант сильного занижения показания).
Если мультиметр постоянно пищит при прозвонке или молчит, то причиной может быть некачественная пайка выводов микросхемы IC2. Ремонт заключается в тщательной пайке.
Тестирование АЦП
Прежде чем говорить о ремонте, необходимо провести проверку. Простым способом тестирования АЦП на пригодность к дальнейшей эксплуатации является прозвонка его выводов с использованием заведомо исправного мультиметра того же класса. Отметим, что для такой проверки не подходит случай, когда второй мультиметр неправильно показывает результаты измерений.
При подготовке к работе прибор переводится в режим «прозвонки» диодов, а измерительный конец провода в красной изоляции подсоединяется к выводу микросхемы «минус питания». Вслед за этим чёрным щупом последовательно касаются каждой из её сигнальных ножек.
Так как на входах схемы имеются защитные диоды, включённые в обратном направлении, после подачи прямого напряжения от стороннего мультиметра они должны открыться.
Факт их открытия фиксируется на дисплее в виде падения напряжения на переходе полупроводникового элемента. Аналогично проверяется схема при подключении щупа в чёрной изоляции к контакту 1 (+ питания АЦП) с последующим касанием всех остальных выводов. При этом показания на экране дисплея должны быть такими же, как в первом случае.
При смене полярности подключения второго измерительного прибора его индикатор всегда показывает обрыв, поскольку входное сопротивление рабочей микросхемы достаточно велико.
При этом неисправными будут считаться выводы, в обоих случаях показывающие конечное значение сопротивления. Если при любом из описанных вариантов подключения мультиметр показывает обрыв – это с большой вероятностью свидетельствует о внутреннем обрыве схемы.
Неполадки в круговом переключателе
Ремонт потребуется, если возникли неисправности, связанные с пропаданием контакта в круговом галетном переключателе. Это проявляется не только в том, что не включается мультиметр, но и в невозможности получить нормальное соединение без сильного нажатия на галетник. Объясняется это тем, что в дешёвых китайских мультиметрах контактные дорожки редко покрываются качественной смазкой, что приводит к их быстрому окислению.
При эксплуатации в пыльных условиях, например, они через какое-то время загрязняются и теряют контакт с переключающей планкой. Для ремонта этого узла мультиметра достаточно удалить из его корпуса печатную плату и протереть контактные дорожки ваткой, смоченной в спирте. Затем на них следует нанести тонкий слой качественного технического вазелина.
В заключении отметим, что при обнаружении заводских «непропаев» или замыканий контактов в мультиметре следует устранить эти недоработки, воспользовавшись низковольтным паяльником с хорошо отточенным жалом. В случае отсутствия полной уверенности в причине поломки прибора следует обратиться к специалисту по ремонту измерительной техники.
Источник: https://EvoSnab.ru/instrument/avo/remont-multimetra