Skip to content

Система антизаноса автомобиля

Система антизаноса автомобиля

ESP — или как работает антизанос…

ESP (Electronic Stability Programm) — Она же ATTS, ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSTC, DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung), VDC, VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) — противозаносная система. Наиболее сложная система с задействованием возможностей антиблокировочной, антипробуксовочной с контролем тяги и электронной систем управления дроссельной заслонкой (газом). Контрольный блок получает информацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворота рулевого колеса, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого из колес. Система анализирует эти данные и рассчитывает траекторию движения, а в случае, если в поворотах или маневрах реальная скорость не совпадает с расчетной и автомобиль «выносит» наружу или внутрь поворота, корректирует траекторию движения, подтормаживая колеса и снижая тягу двигателя. В случае возникновения экстремальной ситуации она компенсирует неадекватно резкую реакцию водителя и способствует сохранению устойчивости автомобиля. Работа данной системы заключается в осуществлении тягово-динамического регулирования работы систем управления автомобилем. ПЗС распознает опасность заноса и целенаправленно компенсирует нарушение курсовой устойчивости автомобиля.
Принцип действия системы антизаноса.
ESP реагирует на критические ситуации в том случае, если известны ответы на два вопроса: куда намерен ехать водитель? куда на самом деле едет автомобиль?
Ответ на первый вопрос система получает от датчиков, определяющих угол поворота рулевого колеса и угловые скорости колес автомобиля.
Ответ на второй вопрос можно получить, измерив угол поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и величину его поперечного ускорения.
Если по поступающей от датчиков информации получаются разные ответы на упомянутые выше вопросы, то существует вероятность возникновения критической ситуации, при которой необходимо вмешательство ESP.
Критическая ситуация может проявляться в нескольких вариантах поведения автомобиля:

  • Недостаточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ESP дозировано притормаживает заднее колесо на внутренней стороне поворота, а также воздействует на системы управления работой двигателя и АКПП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате добавления к сумме сил тормозной силы, приложенной к упомянутому выше колесу, вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается в сторону поворота и возвращает машину на заданную траекторию движения, предотвращая выезд за пределы проезжей части и обеспечивая тем самым вписываемость в поворот.
  • Избыточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ESP дозированно притормаживает переднее колесо на внешней стороне поворота и воздействует на системы управления работой двигателя и АКПП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается наружу поворота, предотвращая тем самым занос автомобиля и следующее за ним неуправляемое вращение вокруг вертикальной оси.
  • Еще одной распространенной ситуацией, в которой требуется вмешательство ESP, является объезд неожиданно возникшего на дороге препятствия(так называемый Лосиный тест).
    В случае, если автомобиль не оборудован ESP, события в данном случае часто развиваются по следующему сценарию:
    Перед автомобилем неожиданно возникает препятствие. Чтобы избежать столкновения с ним, водитель резко поворачивает влево, а затем, чтобы возвратиться на ранее занимаемую полосу, — вправо. В результате подобных манипуляций автомобиль резко поворачивается и возникает занос задних колес, переходящий в неуправляемое вращение автомобиля вокруг вертикальной оси.
    Развитие ситуации в случае с автомобилем, оборудованным ESP, выглядит несколько иначе.
    Водитель пытается объехать препятствие, как и в первом случае. По сигналам датчиков ESP распознает возникший неустойчивый режим движения автомобиля. Система производит необходимые вычисления и, в качестве контрмеры, притормаживает левое заднее колесо, способствуя тем самым повороту автомобиля. При этом сила бокового увода передних колес сохраняется. Пока машина движется по дуге влево, водитель начинает поворачивать рулевое колесо вправо. Чтобы способствовать повороту автомобиля вправо, ESP притормаживает правое переднее колесо. Задние колеса при этом вращаются свободно, благодаря чему оптимизируется действующая на них боковая сила увода.
    Предпринятая водителем смена полосы движения может вызвать резкий поворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Чтобы предотвратить занос задних колес, притормаживается левое переднее колесо. В особо критических ситуациях это торможение должно быть очень интенсивным, чтобы ограничить нарастание боковой силы увода, действующей на передние колеса.

Рекомендации по эксплуатации ESP.
Рекомендуется выключать ESP: при «раскачке» автомобиля, застрявшего в глубоком снегу или рыхлом грунте, при езде с цепями противоскольжения, при проверке автомобиля на динамометрическом стенде. Отключение ESP осуществляется нажатием кнопочного выключателя с надписью на панели приборов, включение — повторным нажатием на указанную клавишу. При запуске двигателя ESP находится в рабочем режиме.

Источник: https://diesel.elcat.kg/index.php?app=blog&module=display&section=blog&blogid=3384&showentry=110623

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *