Skip to content

Как найти фазу на люстре

Как найти фазу на люстре

1. Стандартная монтажная схема подключения люстры.

В схему входят: двойной выключатель, трехрожковая люстра, распределительная коробка и три отрезка монтажного кабеля, которыми коммутируются элементы схемы. Точка на схеме указывает на соединение между двумя и более проводами. Соединение проводов, как правило, производится скруткой, спайкой, сваркой, болтовым или клеммным соединением.

Рассмотрим схему.
Фаза L заходит в распределительную коробку и в точке (1) соединяется с проводом, который приходит от нижнего (входного) контакта выключателя. На верхних (выходных) контактах выключателя фаза размножается на L1 и L2, заходит в распределительную коробку и в точках (2, 3) соединяется с проводами, уходящими к месту размещения люстры. В точках (5, 6) люстра подключается своими фазными проводами к проводам, пришедшим от распределительной коробки.

Ноль N заходит в коробку и в точке (4) соединяется с проводом, уходящим на потолок. В точке (7) ноль соединяется с нулевым (общим) проводом люстры, к которому подключены по одному выводу от каждой лампы

При нажатии правой клавиши выключателя фаза L2 с верхнего контакта уходит в соединительную коробку, проходит точки (3, 5) и через фазный вывод люстры попадает на левый вывод лампы HL1 — лампа загорается.

Аналогично работает и левая клавиша. При нажатии клавиши фаза L1 уходит в коробку, проходит точки (2, 6) и через второй фазный вывод люстры попадает на левые выводы ламп HL2 и HL3 – лампы загораются.

2. Ошибки подключения двойного выключателя.

Самой простой и в тоже время распространенной ошибкой является неправильное подключение двойного выключателя. Как правило, входящий фазный провод L подключают к левому или правому выходному контакту выключателя, отчего нарушается нормальная работа люстры и включение одной группы ламп возможно при условии, что на другую группу напряжение подано заранее.

Например. При ошибочном подключении входящей фазы L к левому контакту выключателя L1 левая клавиша будет работать в обычном режиме: при нажатии клавиши фаза через нижний (входной) контакт заходит в распределительную коробку, затем через точки (2, 6) попадает на люстру и зажигает пару HL2 и HL3. При размыкании левой клавиши лампы гаснут.

Работа правой клавиши выключателя целиком зависит от положения левой клавиши. Если левая клавиша включена, то и правая работает как положено: при нажатии правой клавиши фаза через верхний контакт L2 и точки (3, 5) попадает на люстру и включает лампу HL1. При отключении правой клавиши лампа гаснет.

Но если мы захотим оставить включенной только лампу HL1 и разомкнем левую клавишу, то погаснут все три лампы. Это объясняется тем, что левой клавишей мы отключаем не только пару ламп HL2 и HL3, но и разрываем входящую фазу L, которая через эту клавишу питает схему освещения. Если же левая клавиша будет выключена, то мы вообще не сможем включить лампу HL1.

Аналогичным образом будет работать и левая клавиша выключателя, если входящую фазу подключить на выходной контакт L2 правой клавиши. В этом случае левая клавиша сможет зажигать лампы HL2 и HL3 только при включенной правой клавише.

Вывод: при подключении входящей фазы L на верхние контакты выключателя L1 или L2 вся работа выключателя будет зависеть от той клавиши, к выходу которой подключена фаза L.

Чтобы устранить подобные неисправности достаточно на выключателе поменять местами входящую и выходящую фазы.

Совет. Перед тем как вешать люстру проверьте правильность подключения выключателя.

Проверяем правильность подключения выключателя:

1. При отключенной люстре индикаторной отверткой проверяем наличие фазы L на входном контакте выключателя. Если она подключена на один из выходных контактов, то меняем ее местами с проводом, подключенным на входной контакт выключателя. Перед тем как менять местами провода не забываем отключать напряжение 220В.

2. Включаем обе клавиши и индикаторной отверткой проверяем наличие фазы на потолочных проводах в точках (5) и (6). В точке (7) индикаторная отвертка ничего не должна показать, так как это нулевой провод.

3. Выключаем обе клавиши и индикаторной отверткой проверяем отсутствие фазы на потолочных проводах в точках (5, 6, 7). На всех трех проводах ничего не должно быть.

4. Подключаем люстру к потолочным проводам.

5. При наличии в люстре желто-зеленого провода скрутите его с заземляющим проводом, выходящим из потолка, и заизолируйте. Как правило, заземляющие проводники выполняются желто-зеленого цвета. Если заземляющего провода на потолке нет, то провод в люстре просто заизолируйте и уберите. А если заземляющий провод в люстре не предусмотрен, значит, изолируете защитный проводник на потолке и убираете в сторону.

3. Подключение выключателя при перепутанных в распределительной коробке фазы с нулем.

До сих пор можно встретить квартиры, в которых фаза и ноль перепутаны в распределительной коробке. На работе освещения это не сказывается, но и правильным не является, поэтому в технической литературе такой вариант подключения проводки не рассматривается.

Мы разберем такую схему, но имейте в виду, что так делать нежелательно. И если Вы стали «счастливым» обладателем такой проводки, то пугаться не надо, так как страшного в этом ничего нет. Но если появится возможность исправить, то это обязательно нужно сделать.

И так. Ноль N заходит в распределительную коробку и в точке (1) соединяется с проводом, который приходит от нижнего (входного) контакта выключателя.

Фаза L заходит в коробку и в точке (4) соединяется с проводом, уходящим на потолок. В точке (7) фаза соединяется с нулевым (общим) проводом люстры, к которому подключены по одному выводу от каждой лампы. Затем через нити накала ламп HL1, HL2 и HL3, левые выводы ламп и фазные выводы люстры фаза уходит в распределительную коробку и через точки (2, 3) попадает на верхние контакты L1, L2 выключателя. Это легко увидеть, если при выключенных клавишах выключателя измерить фазу на его верхних контактах.

Работает схема так: при нажатии левой клавиши контакт замыкается и лампы HL2, HL3 включаются. При нажатии правой клавиши включается лампа HL1.

Перепутанные в коробке фазу и ноль можно легко определить еще до подключения люстры. Индикаторной отверткой проверяется наличие фазы на потолочных проводах: при любом положении клавиш выключателя фаза всегда будет находиться в точке (7).

Также при подключенной люстре можно выкрутить лампочки, и на выходных контактах L1 и L2 выключателя фаза пропадет. При любом положении клавиш выключателя фаза всегда будет находиться в точке (7) и на одном контакте каждого патрона люстры.

Также рекомендую посмотреть ролик, в котором все эти моменты разобраны и показаны наглядно

На этом пока закончим, а в следующей части будем разбираться с ошибочным подключением люстры к потолочным проводам.
Удачи!

48 комментариев

  1. серге
    20. Jul. 2015 в 13:09 1

    Отличная статья! Спасибо автору! Отдельная благодарность, что есть( схема-план). Будем ждать новых статей.

  2. Сергей
    20. Jul. 2015 в 18:09 2

    Добрый день Серге!
    Давно Вы не заходили на сайт и не комментировали статьи.
    Скоро выйдет вторая, а за ней последует ролик по этим двум частям.
    СПАСИБО!

  3. сергей
    22. Jul. 2015 в 11:26 3

    Добрый день! Да так случилось. Но я рад! И без всякой лести говорю,хорошо,что в нашей много страдальной Стране есть такие люди как вы!!! Которые бесплатно и хорошо делают дело, учат нас.

  4. Евгений
    05. Dec. 2015 в 10:36 4

    Добрый день, возможно ли такое подключение с перепутанными в распред коробке фазой на люстру и нулем на выключатель? Собираюсь ставить реечный потолок и соответсвенно светодиодные споты диммируемые, будет ли это функционировать если на старую люстру приходит фаза, а уходит нуль?

  5. Сергей
    05. Dec. 2015 в 18:48 5

    Добрый вечер Евгений!
    Подключите люстру в розетку через диммер и проверьте работу диммера. Если все будет нормально, то вытащите из розетки нулевой провод (только аккуратно) люстры и посмотрите что получится.
    Мне на Ваш вопрос ответить трудно, так как с такими нюансами я еще не сталкивался.
    Удачи!

  6. Инна
    20. Aug. 2016 в 15:53 6

    В подрозеточной коробке два провода в оплетке (медный и алюминиевый) -в каждом по 2 жилы, розетка рабочая. При разборе вижу, что в каждую из 2 клемм заходит по медному и по алюминиевому проводу. Как тогда образуется в розетке ноль и фаза, если в каждую клемму заходит равное количество потенциалов??
    Еще вопрос: пропал свет в люстре. На люстру с потолка заходит ноль и фаза, в патронах люстры при прозвоне отверткой инд. фаза есть всегда. В выключателе двухклавишном входящая фаза и 2 исходящих- обе не прозваниваются отверткой. Что там может быть? Если отвалился ноль- почему фаза на выключателе тоже пропала? Все остальное в комнате рабочее.

  7. Сергей
    20. Aug. 2016 в 16:29 7

    Инна!
    1. Ноль в розетке не образуется, он в нее приходит вместе с фазой.
    2. Фаза на потолочном проводе есть всегда, потому что при монтаже распределительной коробки ее перепутали с нулем. Поэтому получается такая путаница. Страшного в этом ничего нет. Если выключить выключатель, то на двух исходящих контактах должна быть фаза, которая попадает туда через нить ламп. Если фаза не приходит, то смотрите подключение люстры. Возможно, нарушился контакт между проводами люстры и потолочными.

  8. Инна
    20. Aug. 2016 в 16:47 8

    Спасибо за быстрый ответ. Контакт между проводами люстры и потолочными отличный, без нагара.

  9. Инна
    20. Aug. 2016 в 16:52 9

    Только что вкрутила лампочку- теперь, с вкрученной лампочкой -на одном из исходящих контактов сильная фаза, на втором и на входящем контакте- послабее. Но лампочка, естественно-не горит.

  10. Сергей
    20. Aug. 2016 в 17:12 10

    Инна!
    Возможно, проблема с нулем или в плохом контакте в распределительной коробке этого помещения. Как вариант, внимательно осмотрите потолочный ноль. Может он имеет надрыв.

  11. Инна
    20. Aug. 2016 в 17:13 11

    Еще добавлю- на вашей схеме говорится, что фаза при таком неправильном подключении есть всегда в 1 из трех точек- у меня она есть во всех трех патронах.

  12. Сергей
    20. Aug. 2016 в 17:19 12

    Инна!
    Правильно. Она поступает на все три лампы и через них попадает на выходные контакты выключателя. И если контакты будут разомкнуты, то фаза на них и останется, если же контакты замкнуть, то фаза будет на одном выводе лампы, а ноль на втором.
    Почитайте мою статью по ссылке ниже:

  13. Инна
    20. Aug. 2016 в 17:23 13

    Я пока не понимаю, как определить, рабочий ноль или нет. Насколько я знаю, ноль в комнату заходит один, а фазы могут ветвиться. В комнате, да и во всей квартире все остальное работает нормально, поэтому я и сомневаюсь насчет неработоспособности нуля.Осложняет задачу то, что в квартире две комнаты и коридор с кухней, а разводных коробки всего две- в одной из комнат и в коридоре.Насколько я поняла- коробка одна на две комнаты, во второй комнате как раз недавно пропадал ноль, кинули ноль из коридора, но свет в люстре в другой комнате пропал намного раньше. Сами потолочные провода в нормальном состоянии, фаза прозванивается уверенно, на другом проводе (условном нуле)- видимых повреждений нет.
    я так понимаю- остается два варианта- или нерабочий ноль, или плохой контакт в распредкоробке?

  14. Сергей
    20. Aug. 2016 в 17:33 14

    Инна!
    Вы сами все сказали. Изначально была проблема с нулем.
    Определить можно, но это опасно: подключаете к патрону длинные провода, чтобы их длины хвалило до потолка и до рабочей розетки. Затем один вывод включаете в розеточный ноль, а вторым касаетесь фазного потолочного вывода. Лампа должна загореться.
    Теперь вывод, который включали в розеточный ноль, крепите на входящем выводе выключателя (в Вашей ситуации он является нулем). Затем вторым выводом патрона опять касаетесь потолочной фазы. Если лампа не загорится, то проблема с нулем, работающим в схеме освещения. Смотрите коробку.

  15. Инна
    20. Aug. 2016 в 17:32 15

    За ссылку- спасибо-прочитаю, но если это к моему первому вопросу- в розетке у меня фаза и ноль прозваниваются корректно, как положено, единственное- там где фаза- немного подплавилось отверстие, поэтому я туда и залезла-думала, там плохой контакт или нагар. Ничего подобного там не оказалось, я еще раз все поджала и вернула на место, спросила же чисто теоретически).

  16. Инна
    20. Aug. 2016 в 17:50 16

    Только что смотрела еще одну розетку- там тоже также два одинаковых по потенциалу провода подключены в клеммы, розетка в нормальном состоянии, ничего не плавится. Это я к вопросу розеток.

  17. Инна
    20. Aug. 2016 в 18:07 17

    Ноль то тот, который делал электрик-отгорел совсем недавно, и я сильно подозреваю, что от проникновения влаги в кровлю ( у меня крайний этаж и недавно протекала кровля как раз в той комнате, где пропал ноль впоследствии, кровлю заделали, но сырость могла проникнуть. А в люстре свет пропал давно, причем сначала перестали корректно работать лампы, а потом совсем отказали. Если опасно-то такой эксперимент я проводить побаиваюсь, я все работы делаю при отключенных пакетниках и напрасно не рискую, суицид-не мое). Еще не поняла- вы предлагаете припаять провода к лампочке напрямую, чтобы сделать типа примитивного тестера? А мультиметром это можно прозвонить? Если нет другого выхода? Коробку оставляю на самый последний случай, потому что электрик жаловался, что провода в коробке старые и хрупкие, и если их случайно сломать- то останусь вообще без нуля в квартире (как я понимаю- придется заново тащить ноль от щитка).Причем будет это уже в качестве «соплей» по стенам, чего бы не хотелось.

  18. Сергей
    20. Aug. 2016 в 18:23 18

    Инна!
    Можно мультиметром. К лампе провода припаивать не надо. Достаточно их подключить к патрону.

  19. Инна
    20. Aug. 2016 в 19:15 19

    Я так понимаю-это т.н. «контролька»? Я побаиваюсь ее делать, и очень надеюсь, что электрики такой штукой обычно не пользуются). Лучше уж купить самый простенький мультиметр, видимо. А в мультиметре есть штатный режим прозвона нуля?

  20. Сергей
    20. Aug. 2016 в 19:20 20

    Инна!
    Обратитесь к электрику или человеку, разбирающемуся в электрике.
    Это сложная неисправность и для ее устранения нужен опыт.

  21. Инна
    20. Aug. 2016 в 19:37 21

    Тогда такой вопрос- кто делает проводку электрику?) Спасибо за консультацию!, буду пробовать сама.)

  22. Виталий
    18. Sep. 2016 в 19:29 22

    Здравствуйте Сергей! Купил люстру на пять ламп, от каждой лампы выходит по два провода! А к потолку выходят три провода, две фазы и одна земля, а из потолка выходит три провода, две фазы и нулевой! Подскажите пожалуйста , если я правильно думаю, то надо провод который заземлен на люстре, отсоединить от люстры и пустить его на нулевой?

  23. Василий
    22. Sep. 2016 в 16:10 23

    Добрый вечер Сергей !
    Купил люстру на двадцать ламп галогеновых подключил год назад всё работало .
    И да люстра с пультом.
    Месяц назад стала через раз включаться
    на пульте нажимаю включить либо
    не включается с первого раза либо включается все сразу лампы
    и пульт больше не реагирует пока не выключишь клавишей стандартного выключателя на стене .
    А недавно вообще перестал включаться даже с выключателя на стене. снял люстру подключил в розетку всё работает .
    Проверяю приходящее питание на потолке фазы приходят звоню с нолем есть питание ,
    звоню с землей есть питание ,
    звоню ноль и землю выдает 24 вольта на указателе.
    Разве что ноль в коробке отпал или отгорел. Хотя проводка вся новая дому 4 года как построили.
    Подскажите что может быть ?

  24. Сергей
    22. Sep. 2016 в 19:08 24

    Добрый вечер, Василий!
    Вместо люстры повесьте лампу на 100 — 150 Вт и посмотрите ее работу. Проверьте на лампе напряжение. Также осмотрите контакты выключателя, так как очень часто такое случается из-за них.
    Недавно подобную люстру отремонтировал соседу. Пропаял все контакты в блоке с реле и все стало работать. Возможно, удачный случай, так как причина была не найдена.

  25. Артём
    13. Dec. 2016 в 00:57 25

    Здравствуйте! Имеется галогенная люстра, с пультом и диодной подсветкой. При подключении, оказалось что в распред. коробке перепутана фаза и ноль, поэтому при выключенном выключателе (без диода), подсветка продолжает слегка гореть из-за наводки, а также отвёртка индикатор загорается при касании корпуса у люстры. Лезть в коробку уже нет возможности, из-за натяжного потолка. Хотел бы узнать, есть ли какие-нибудь варианты в такой ситуации сделать так, чтобы хотя бы не горела подсветка, т.к как диодов при таком раскладе наверное будет хватать ненадолго? Пробовал ставить конденсатор 0.1 мкф 1000в, параллельно проводам из люстры, не помогает.

  26. Сергей
    13. Dec. 2016 в 09:37 26

    Добрый день, Артем!
    Выход только один: на входе в квартиру после входных автоматов поменять местами фазу и ноль.

  27. Ирина
    23. Dec. 2016 в 13:02 27

    Здравствуйте. Сняли люстру и во всех 3-х комнатах пропал свет, даже в розетках, но на кухне, в прихожей и с/у все работает нормально. Люстру подключать не планируем. Из потолка торчат 4 провода, соединенных по 2. Цепь разомкнута? Как соединить провода и заизолировать их временно, или хотя бы подключить патрон с одной лампочкой? Спасибо.

  28. Сергей
    23. Dec. 2016 в 19:06 28

    Добрый вечер, Ирина!
    1. Возможно, выбило автоматический выключатель, который подает питание на освещение.
    2. Как скрутки были соединены вместе по две, так и оставляйте. Не забудьте их заизолировать.

  29. Анна
    28. Jan. 2017 в 17:17 29

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, из выключателя идут 3 провода-2 фазы и 0, из люстры так же 3 — фаза, 0 и земля. Можно ли 2 фазы выключателя и 1 фазу люстры соединить между собой, ноль к нулю и землю заизолировать? Или по другому надо?

  30. Сергей
    28. Jan. 2017 в 21:12 30

    Добрый вечер, Анна!
    Мой Вам совет: Обратитесь к электрику или понимающему в электрике.

  31. Артур
    05. Jun. 2017 в 09:16 31

    У вас говорится что если лампочка HL3 сгорит то ни одна лампа не загорится так как через нить накала этой лампы проходит фаза на все остальные лампы , а на схеме видна точка ухода фазы отдельно до того как она подойдет до лампы HL3

  32. Сергей
    05. Jun. 2017 в 09:41 32

    Артур, добрый день!
    Укажите цепочку, по которой фаза будет уходить еще до того, как подойдет до лампы HL3.

  33. Артур
    05. Jun. 2017 в 11:32 33

    Добрый , фаза после точки 7 следующая точка на нулевом проводе до того как фаза зайдет в лампу HL3, для чего точка после точки 7?

  34. Сергей
    05. Jun. 2017 в 16:32 34

    Артур!
    Да, действительно вышла опечатка. Опечатку удалил. Спасибо.

  35. Артур
    05. Jun. 2017 в 21:22 35

    И вам спасибо, очень всё доходчиво объясняеете и доступной форме. Полезная информация

  36. Роман
    21. Aug. 2017 в 22:24 36

    Здравствуйте, Сергей. Большое спасибо за очень познавательные и, что самое главное, написанные хорошим человеческим языком статьи. Без воды, без пафоса все по делу.

  37. Роман
    21. Aug. 2017 в 22:36 37

    Прочитал обе статьи, но к сожалению не нашёл ответа на свой вопрос. Новую разводку в квартире делал электрик, а вот розетки и выключатели, в основном, устанавливал отделочник. Постоянно натыкаюсь на его косяки. Вчера решил повесить 2 светильника на потолок, соответственно на каждый светильник своя клавиша двухкнопочного выключателя. С потолка торчат 3 провода. При прозвоне индикаторной отверткой обнаружил, что при включении любой клавиши или их вместе на 2-ух из 3 проводов появляется фаза. При отключении обеих клавиш, фаза исчезает на обоих проводах. Думаю, ладно, опять что-то перепутано в выключателе, соберу как есть. В крайнем случае,пока будут загораться оба светильника сразу, при нажатии любой клавиши. Но нет, все работает как и должно быть, но видимо все таки где-то размыкается 0. В блок выключателей пока залезть не успел. Их там 3шт. Двухклавишных в одной рамке, боюсь не разобраться. Не подскажете,что бы это могло быть?

  38. Сергей
    22. Aug. 2017 в 09:37 38

    Роман, здравствуйте!
    Меняйте местами провода на выключателе. Судя по описанию ошибки неправильно подключен фазный провод, приходящий на выключатель.

  39. Роман
    23. Aug. 2017 в 00:02 39

    Дрброй ночи, Сергей. Спасибо за ответ. Думаю все же дело не в этом. Если бы неправильно подключили фазный провод в выключателе, в выключенном положении фаза проявлялась бы на одном из проводов. Но этого не происходит. Т.к. Разводка в квартире выполнена по потолку, есть много потребителей, провода идут по потолку в гофре параллельно и перпендикулярно друг другу.Есть предположение, что инд. отвертка на втором проводнике светится из-за наводки. Т.к. вся схема работает правильно, за исключением этого нюанса. Это же может быть?

  40. Сергей
    23. Aug. 2017 в 11:31 40

    Роман!
    Выкрутите все лампы, которые включает этот выключатель, и индикаторной отверткой проверьте прохождение фазы еще раз. Заодно проверите наличие наводки.

  41. Михаил
    07. Feb. 2018 в 07:30 41

    Здравствуйте, Сергей схема работает следующим образом включаю левую клавишу загоратся подсветка коридоре,включают правую клавишу загорается основная лампа в коридоре при этом рухнет подсветка. Подскажите,где неисправность

  42. Сергей
    07. Feb. 2018 в 14:21 42

    Здравствуйте, Михаил!
    Что-то ни как не соображу, как собрана схема. Пробуйте менять местами провода на выключателе — три варианта.

  43. Светлана
    13. Dec. 2018 в 09:16 43

    Добрый день, пятирожковая люстра, двойной выключатель. Вроде по одной клавише нажимаю все правильно горит 2 и 3. Как вместе нажимаю 2 клавиши горит 2 лампы вместо 5.

  44. Сергей
    13. Dec. 2018 в 22:01 44

    Добрый вечер, Светлана!
    На выключателе перепутаны местами провода.
    Найдите клавишу, после нажатия которой вторая клавиша не работает. Затем между этой клавишей и нижним контактом (он всегда один на стороне, но может быть вверху) поменяйте местами провода.

  45. Аркадий
    26. Jan. 2019 в 01:03 45

    Я впервые понял,что ноль не заходит в гнездо выключателя! Никто не смог мне ни разу этого объяснить,и отсюда постоянное непонимание всей схемы разводки проводов.Прозрел:) Что не отменяет косяки электриков и не гарантирует,что всё именно так.Но теперь я понимаю как вычислить неправильный фазный провод.

  46. Юрий
    03. Aug. 2019 в 22:44 46

    Здравствуйте, Сергей! Такая проблема: от двойного выключателя запитаны вентилятор и свет. Когда включаю вентилятор, мигает свет (диодная лампа). Когда включаю свет, выключается вентилятор. Помогите, пожалуйста!

  47. Сергей
    03. Aug. 2019 в 22:54 47

    Здравствуйте, Юрий!
    Попробуйте включать свет и вентилятор по отдельности.
    Выкрутите лампу и включите вентилятор. Затем отсоедините вентилятор и включите лампу. Если по отдельности все работает, то будем думать. Если же работают не корректно, то смотрите их подключение.

  48. Юрий
    03. Aug. 2019 в 23:07 48

    Большое спасибо, Сергей! Завтра попробую.

Источник: https://sesaga.ru/kak-podklyuchit-lyustru-oshibki-podklyucheniya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *